Бог-Спаситель. Альтруизм и Вера
Нобелевский лауреат по физике Брайан Дэвид Джозефсон в 1993 году опубликовал в журнале «Nature» короткую статью «Религия в генах»: всемирная распространенность религий и их господство на протяжении тысячелетий свидетельствует о том, что религия имеет важное значение для сохранения человечества как такового. Потому Джозефсон предположил, что религия, религиозность, склонность к Вере, вероятно, заложена в геноме человека.
Последовательный анализ проявлений генетически заложенных инстинктов (Эфроимсон, 1971) позволяет, как мы видели, найти в поведении и людей и животных черты альтруизма («любви к ближнему»). Чрезвычайно важны в этом контексте именно возвратные инстинкты, которые проявляются в ожидании альтруистичного поведения со стороны сообщества и которые становятся в больших популяциях ожиданием кого-то, кто поможет в самых суровых обстоятельствах. Мы с вами ввели понятие об этом инстинкте: это пассивный инстинкт ожидания спасения. Он материализуется в мольбе о спасении, адресованном кому-то, чей образ воплощает понятие о могуществе. Это уже и есть призыв к спасителю (Кошкин, 1996, 2006).
Но это еще только призыв к собственному богу, богу данного индивида. Это, кажется, присутствует и у животных. Мой приятель рассказал мне такую историю. Милая молодая женщина принесла в офис бездомную беременную кошку. Накормила, устроила ей «место для жительства». Прошло несколько дней. Кошка прижилась. К концу очередного рабочего дня женщина собралась уходить домой. Кошка улеглась на пороге. Женщина отнесла ее на место. Но события повторились. Каким-то образом удалось закрыть дверь. Но кошка поджидала свою спасительницу на выходе из подъезда…. Женщина вернулась. Она поняла ЗОВ о помощи. Ночью кошка благополучно родила. Так что и животные по-своему молятся своим богам, своим защитникам.
Но именно человеку присуща Вера в Бога, единого для большого сообщества. Почему именно у людей? Язык и письменность, развитые человеком, сделали индивидуальные представления о Спасителе доступными для других и получили возможность быть сопоставленными с представлениями разных личностей. В этих сравнениях нашлись, конечно, общие черты «индивидуальных» богов. Так возник общий уже для большой популяции образ Бога (или богов в языческих верованиях). Так возникли религии. В популяциях, которые разрастались, персонификация «сильных» (предводителей, вождей или шаманов) становилась все более размытой, так же, как и персонификация того, к кому был обращен призыв о помощи. В конце концов, он превратился на призыв о спасении к кому-то абстрактному из собственной популяции. Это уже призыв к общему Богу-Спасителю. Коллективная вера более могущественна, чем представления одной личности о ее собственном СпасАтеле. Хотя даже в коллективной молитве каждый обращается к Богу, образ которого возникает именно в индивидуальном представлении молящегося. Общий СпасАтель — это уже СпасИтель для массы, Спаситель для сообщества. Он защитит меня индивидуально, но именно как единицу в массе. Апелляция к Богу есть в действительности апелляция к сообществу, к своей популяции в целом. «Помогите ради Христа» — помогите коллективно, именем общего Бога. Это есть обобщение (на основе развитого языка) возвратного (пассивного) альтруистичного инстинкта #4 ожидания спасения от сильного из своего клана через посредничество Бога. Бог в этом аспекте есть мифологически обобщенный символ Абсолютного Альтруиста, Того, кто помогает каждому, кто Верует. Апелляция к Нему есть молитва. На самом деле, это молитва, обращенная к сообществу (Кошкин, 1996, 2006). Мне кажется, что такое понимание сущности Бога вполне согласуется с понятием «коллективного бессознательного», введенного великим психологом Карлом Юнгом. Веркор, соображения которого мы привели еще раньше, прав: то, что отличает человека от всего остального мира животных — это образ Бога, тотем, даже в иудейской религии, которая запрещает материальное изображение кумира — образ его все равно формируется в сознании. Подчеркнем еще раз, что последовательность INST#1, INST#2, INST#3, INST#4, которая отображает эволюцию инстинктов, несомненно иллюстрирует все большее включение межличностных, внутри-племенных, социальных отношений.
Вернуться к оглавлению книги.