ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОФ. ШУСТИКОВА В.И. НА НАУЧНО – ХУДОЖЕСТВЕННОМ СЕМИНАРЕ
«70 ЛЕТ КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ХИМИИ НТУ – ХПИ»
В КОНТЕКСТЕ 65- ЛЕТИЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ
ПРОФЕССОРА ВЛАДИМИРА МОИСЕЕВИЧА КОШКИНА
Я не исследовал творческого наследия юбиляра ни в части физики, ни в части лирики, а просто пользовался обобщающими характеристиками его достижений в этих увлекательнейших сферах приложения человеческого интеллекта, пытаясь понять: профессор Кошкин Владимир Моисеевич – это явление? Это состояние? Это то и другое? Как охарактеризовать эту личность, не впадая в банальность, придерживаясь чисто научных канонов, которые часто (или вообще всегда) более понятны, чем научно-художественные изыски, чему, впрочем, и посвящен наш сегодняшний семинар.
Как физик – твердотельщик, как поэт-лирик Владимир Моисеевич всем хорошо известен. Что же касается его исследований последних лет – теория игр интеллекта в художественном творчестве, – я не уверен, что даже все те, кого проф. Кошкин пригласил на свой юбилей, хорошо ориентируются в этом его новом увлечении. Это подвигло меня на невероятный труд ознакомиться с его достижениями в этой новой области и сделать некоторые критические замечания.
Увлекающие технологии игр интеллекта, излагаемые проф. Кошкиным в его последних работах, являясь естественным продуктом лефевровой парадигмы методологии управления играми, в то же время еретически выносят ядро манипуляций за пределы коммуникативного акта. Проф. Кошкин исходит из принципиально иного понимания при рассмотрении игровых манипуляций, а в саму технологию манипуляции вкладывает другой смысл, и, рассматривая ее в экзистенциальном контексте, предлагает методологическую модель, в рамках которой само понятие лефевровой парадигмы теряет смысл, вытесняясь кантианской рефлексией.
Всем понятно, что мерой существующих в объекте (в нашем случае – проф. Кошкин) неоднородностей и разностей, его невыровненности и разнообразия служит энтропия. Термодинамическая энтропия, являясь функцией массы объекта, его температуры, суммы состояний не отражает существенных особенностей объекта. В этом случае можно использовать энтропию информации (информационную емкость), определяемую по формуле К.Шеннона. В рассматриваемом примере резонансные структуры – назовем их рефлексиями объекта (проф. Кошкин), можно рассматривать, как энергетически различные состояния одного и того же объекта: проф. Кошкин – физик, лирик, педагог, администратор, собутыльник, турист, «очаравашка» и проч., и проч. Следовательно, аналогия, которую мы провели, не является чисто внешней и понятие информационной емкости наполняется вполне определенным физическим смыслом. Сама характеристика информационной емкости позволяет рассматривать ее как критерий, как меру сложности объекта (проф. Кошкин). Отмечу, что формула Шеннона позволяет вычислять информационную емкость, такого сложного объекта, как проф. Кошкин, как сумму емкостей его составных состояний. Это свойство связано с оператором логарифма и очень полезно в тех случаях, когда поведение объекта можно исследовать по отдельным фрагмента, причем исключение из суммирования маловероятных событий (проф. Кошкин – хам, хулиган, матерщинник, женоненавистник, некурящий, трезвенник, подхалим и проч.) лишь незначительно изменяет значения информационной емкости, размерность которой в предложенном контексте, можно декларировать как КОШ (один Кошкин также плохо звучит, как и одна Кошка).
Данное исследование позволяет заключить, что чем больше КОШей, тем интереснее, тем полезнее – в космическом плане – объект. Сам юбиляр, по нашим подсчетам, выполненным на большой ЭВМ, натягивает 100 КОШей. Это дает мне основание предложить эту величину как предельную для неквантохимической количественной оценки творческих объектов, дающих ему пищу для его интеллектуальных игр.
Справедливость и достоверность моих выводов подтверждается моей собственной самооценкой по предложенной схеме. Отмечу, что я набрал 24,7 КОШа, что принципиально соответствует реальному положению. Значит мой вариант неквантохимической количественной оценки творческого потенциала личности верный, потому что он правильный.
Я предлагаю безвозмездно проф. Кошкину воспользоваться моей подсказкой, что обогатит его «игровые» исследования, и поставит их на новый, более высокий научный уровень.
В заключение хочу выразить уверенность, что Владимир Моисеевич, изучив мои «изыски», выбросит их в корзину для мусора, и поступит правильно. Несмотря на это, искренне желаю ему крепкого здоровья, успехов во всех его начинаниях, везения, удачи и просто человеческого счастья.
В.Шустиков
ВСТУПЛЕНИЕ К СБОРНИКУ ПЕСЕН НА СТИХИ В.КОШКИНА «ОЩУЩЕНИЯ», ХАРЬКОВ, САМИЗДАТ, 1998 г.
Конечно, во всем виноват В.Кошкин. Если бы я с ним не встретился, если бы, совершенно спонтанно, не стали обсуждать вопросы культуры вообще и творчества в частности, я бы никогда не решился «обнародовать» свою непреодолимую (без всякого преувеличения и пафоса) тягу к музыкальной композиции. Каждый раз, как только меня охватывало желание «выйти в свет», я постоянно, и при том решительно, отгонял его. Я не люблю дилетантов в любой сфере деятельности и поэтому сам боялся, что меня тут же окрестят «дилетантом». Да еще с полным знанием дела, педантично и скрупулезно разбирая «творения композитора» Шустикова, докажут справедливость своего приговора. Я понимаю, что профессионалу это сделать так же легко, как мне или В.Кошкину, увидеть целый букет огрехов в работах наших молодых коллег, которые только начинают свой творческий путь в тех областях знаний, где нас справедливо называют профессионалами.
Вся трагедия моего дилетантизма в том, что я уже, к сожалению, далеко не молод (это очень скромно) и не могу рассчитывать на снисхождение по этому признаку. Да я этого и не хочу. Владимир Кошкин убедил меня в ненужности и даже греховности чрезмерного копания в себе (не путать с высокой требовательностью к себе и своему творчеству). Так же не оправдано болезненное восприятие и безоговорочное согласие с «приговором» профессиональной критики, тем более с хулой.
Похвальных отзывов о моем увлечении у меня всегда было достаточно, возможно только потому, что моими слушателями были друзья и коллеги. Все, что помещено в этом сборнике, будет исполнено на творческом вечере поэта Владимира Кошкина, который, так же, как и я, пишет свои замечательные стихи потому, что не писать не может. Надеюсь, что доброжелательных слушателей у меня прибавится. Мне этого хочется.
ВЫСТУПЛЕНИЕ В.И.ШУСТИКОВА
НА ТОРЖЕСТВЕННОМ УЧЕНОМ СОВЕТЕ ХПИ ПО СЛУЧАЮ
70-ЛЕТИЯ ПРОФЕССОРА В.М.КОШКИНА. 20 НОЯБРЯ 2006 Г.
Приятное, почти 10 летнее общение с коллегой, другом, профессором Владимиром Кошкиным даёт мне право сказать несколько слов. Наш дорогой юбиляр натура жадно и страстно ищущая новых ощущений во всех сферах своей многогранной, или даже многовекторной деятельности. В двух ипостасях он хорошо известен широкому кругу друзей и знакомых, ученых-физиков и лириков, поэтому я отношу его к категории совмещенного физика – лирика, исследователя физики твёрдого тела плавно и органично переходящего в исследователя мягкого женского тела, причём до сих пор он не может отдать предпочтение ни одному из этих направлений. Это вселяет определённый оптимизм. Насколько он глубок и широк как физик, можно узнать, читая его труды, так тщательно подобранные в его биобиблиографичеком (ошибки нет: именно БИОБИБЛИОграфиченском указателе и в талантливой книге «Введение в естествознание». Чтобы оценить его вклад в сложную науку исследователя женской души и тела надо читать его стихи. Меня они покорили искренностью и профессионализмом, знанием предмета исследования и восхищения. Это что-то на уровне психоанализа Зигмунда Фрейда, но, что приятно, в стихотворной форме и без изобилия медико-психиатрических терминов. Поэтому я написал к ним музыку и 2 из 25, написанных совместно песен и романсов, я покажу вам сегодня. Выбор песен сделал сам юбиляр…
ПИСЬМО В.И.ШУСТИКОВА РЫЖОВУ В.П. ОТ 08.02.11.
(Рыжов Владимир Петрович, д.т.н., проф., зав.кафедрой таганрогского радиотехнического университета, композитор. Вся семья Владимира Петровича искренне любила В. М. как человека, как ученого, как поэта)
Добрый день, Владимир Петрович! Уже все позади, но нет облегчения душе. Она не хочет понять, что потеряла свою часть и ей придется дальше жить только воспоминаниями утраченного интереснейшего общения.
Талантливый, простой, доброжелательный, преданный дружбе, честнейший, разносторонний, по детски увлеченный поиском нового во всем многообразии жизненных коллизий, которыми наградила нас Природа, он оставил во мне след несбыточных мечтаний встретить на своем, (уже недолгом) пути человека, которого я бы смог назвать другом. Не коллегой, не товарищем, не хорошим знакомым, а другом, который всегда с тобой. Говорят, что в нашем возрасте друга обрести невозможно. Значит мне повезло: 13 лет настоящей мужской дружбы – это подарок судьбы, за что я ей искренне благодарен.
Загадочный Вл.Моис. продолжил удивлять нас и после своей кончины – в посмертном завещании. Часть этого завещания он изложил в стихотворении «Распоряжения по собственным похоронам», написанном лет 15 назад. Вы наверно его читали. И теперь при прощании исполнялся не Шопен (Оставьте Шопена!), а «Поэма огня» Скрябина (Это действительно – для меня!) и «5-я Людвига вана» (Да сильнее звук! И чудо свершится! Мой дух восстанет). Остальные неожиданности появились впервые.
1.При прощании гроб не открывать.
2.Никаких почетных караулов.
3.Никаких митингов.
4.На поминках распорядителями ритуала должны быть не официальные люди, а мои друзья: Юрий Фрейман и Валентин Шустиков.
5.Самое интересное и неожиданное для меня то, что ровно 5 лет назад я принял за шутку. Зашел ко мне в кабинет Кошкин и передает стихи со словами: - У нас есть «Радостный вальс», а теперь я прошу тебя написать «Прощальный вальс».
Я предложил ему оставить стихи до лучших времен. Но, где-то через месяц я показал ему этот прощальный вальс. Он внимательно прослушал и после короткой паузы, со свей обворожительной улыбкой сказал:
- Вот эти вальсы ты будешь исполнять на моих похоронах.
Кто мог подумать, что он так распорядится, и что это пророчество станет реальностью? Когда мне передали его «дополнительное распоряжение по собственным похоронам», мне стало не по себе. Но, говорят, последняя воля усопшего должна быть исполнена. И нам удалось выполнить все его «распоряжения».
Прощались в помещении ХПИ, специально отведенном для таких ритуалов и такого ранга усопшего. Народа было очень много. С большого экрана улыбался Володя и звучала музыка по замкнутому петле: Радостный вальс, Скрябин, Бетховен, Прощальный вальс.
Погребение состоялось в довольно морозный день на очень престижном, уже давно закрытом кладбище, при большом скоплении народа, цветов и венков. Несмотря на его нежелание «выслушивать» траурные речи, пришлось, по нашим традициям, декану и мне сказать слова прощания.
В этот день я очень простыл и проболел две недели. Теперь я в строю и сразу решил отправить Вам это письмо, полагая, что оно Вам будет в какой-то мере интересным.
Всего Вам доброго, Ваш В.Ш.
Шустиков Валентин Иванович – профессор, д. т. н., чл.-кор. Инженерной академии Украины, зав. кафедрой органической химии НТУ «ХПИ», член Всеукраинского Национального музыкального Союза.