Бог-Творец и Бог-Спаситель. Теология и науки
О другой, еще одной функции Бога — творца всего, что существует. Простите мою настойчивость, но я утверждаю, что Бог-Творец тоже есть символ очень важного инстинкта — исследовательского. Это не инстинкт ученого, нет, конечно, это инстинкт, присущий всем высшим существам. Он входит в комплекс эгоистических INST#1.
На самом деле, вы сами наблюдали этот инстинкт во множестве проявлений. Вспомните, например, что делают ваши кошка или собака, когда оказываются в незнакомом помещении: они энергично исследуют его. И успокаиваются только после выполнения этого исследования. Такое поведение присуще всем животным: каждому индивиду необходимо знать все важное относительно того, что окружает: есть ли пища, какие существуют опасности и тому подобное. Это инстинкт, исследовательский инстинкт. Иллюстрирую его роль, используя результаты знаменитого Питера Кроукрофта, посвятившего всю жизнь изучению поведения мышей, исключительно умных животных. Его небольшая книжка «Артур, Билл и другие (все о мышах)» — из самых лучших книг о поведении животных. Вот один из экспериментов Кроукрофта. Экспериментаторы помещали одновременно в бокс (просторный и с достаточным количеством пищи) двух не знакомых раньше мышей-самцов. Иерархические взаимоотношения у мышей устанавливаются быстро и совершенно бескровно. И сразу же выясняется, кто кого боится. Более сильный (его назвали Артур) доминировал безоговорочно. И вот «иерархически подчиненного» Билла пересадили в другой бокс, тоже со всеми удобствами. Разумеется, первое, что он сделал: тщательно изучил новое помещение и, конечно, «пометил» все вокруг как свою собственность. После чего зажил одиноко, но счастливо. И тут экспериментатор подселил к нему Артура, того, кто был сильнее в «прошлой жизни». И оказалось, что Билл теперь главный! Позднее прежние иерархические взаимоотношения могут и восстановиться, но довольно часто они сохраняются уже в новом виде. Что же случилось? Исключительно важное, на самом деле! Билл удовлетворил свой врожденный исследовательский инстинкт, и теперь, в отличие от Артура, он знает то, что его окружает. И именно это знание сделало его сильнее соперника. Вот как высока цена приобретенной информации: «Знание — сила» — вот в чем корень великого афоризма Френсиса Бекона. Вот какие преимущества дает врожденный, зафиксированный в генах исследовательский инстинкт, который, конечно, входит в комплекс инстинкта INST#1, инстинкта самосохранения. Именно результаты действия исследовательского инстинкта привели к возникновению культуры и науки, к колесу и телескопу, к трехмерной графике и генной инженерии, к космонавтике и к компьютерам — материализованным результатам этого замечательного инстинкта.
Где же в этой схеме понадобился образ Бога-Творца? Здесь все еще более прозрачно — по сравнению с появлением фигуры Бога-Спасителя. Действительно, что дает индивиду знание, полученное благодаря исследовательскому инстинкту? Только одно: возможность прогнозировать ход событий и планировать свое поведение в соответствии с прогнозом (на самом деле, это является и началом и целью науки). Индивид получает большую вероятность выжить, если будет способен провести достаточно глубокий анализ, чтобы избрать для себя адекватную линию поведения, экстраполированную в соответствии с обстоятельствами и тенденциями. Но вот беда: знаний мало, аппарат для их получения слабоват… И потому глубокие причины явлений остаются недосягаемыми для нашего homo sapiens — так же, как и для его недавних предков, быть может, в несколько меньшей мере. Вот он и предсказывает что-то, а «коварная» Природа опровергает его прогноз: и правда, прогноз не соответствует действительности, поскольку построен на ошибочных предпосылках. И снова возникает необходимость призвать внелогичную, из другого измерения, силу — в соответствии с теоремой Геделя. Все, что не можем понять, есть проявления этой силы: от молнии до неожиданных скачков в эволюции животных…. Все, что не могу понять — все от Него. Это — Творец!
На самом деле, функции Спасителя и Творца фактически не пересекаются. В языческих религиях много богов: бог огня, бог войны, бог моря, бог (или богиня) любви, мудрости, земли, искусств… Каждый из богов отвечал за свой департамент. Чтобы успешно поохотиться — нужно молиться Артемиде, чтобы пользоваться успехом любви — будешь молиться Афродите, чтобы победить в бою — Аресу. Монотеистические религии соединили разные могущественные сущности в единую, всемогущую. Все, что люди не были способны объяснить — они считали проявлением Божьих сил. Когда-то это были молния или наводнение… Это уже перестало быть таинственным. Наука все это объяснила. Появились, однако, новые вещи, которые не имеют научного толкования. И снова, как в средневековье, все, по мнению (скорее, не по мнению, а по убеждению) верующих — от Бога. Клерикальное толкование «Большого Взрыва», например, — есть Акт Творения Вселенной Богом. Бог не только Спаситель, но и Творец всего, что существует. Великие религии стали монотеистическими. Одна, но всемогущая сила принципиально более привлекательна, чем сумма огромных, но не бесконечных, не всемогущих мощностей нескольких разных богов. Поэтому Спаситель должен быть и Творцом. Творец должен быть и Спасителем. Нет необходимости оставлять две сущности. Единый Бог есть обобщенный символ беспомощности человека и символ его надежды. Именно в этом понимании: человек создает себе тотем (или тотемы), образ Спасителя, Того, кто создал все и отвечает за судьбу собственного творения. Даже если (как в иудейской религии) материализованные идолы запрещены. Как у Веркора, идею которого о тотемах как определяющий признак человечества среди других биологических видов мы упомянули в начале этой главы. Могут ли наука и религия не опровергать друг друга? Едва ли. Но они могут мирно сосуществовать. Из Энциклики великого Папы Иоанна Павла ІІ: Разум и Вера — это два крыла «на которых дух поднимается к достижению истины». Вот декларация атеизма (в ответ великому Папе) одного из самых светлых интеллектуалов ХХ века Нобелевского лауреата по физике Виталия Гинзбурга: «Разум и Добрая воля — вот те два крыла, на которых человеческая цивилизация поднимется вверх». «Разум» присутствует в обеих формулах, а «Вера» и «Добрая воля», кажется, совпадают с точки зрения более «высокой аксиоматики». Вполне по Курту Геделю.
Я старался показать, что происхождение величайшего символа человечества, Бога, есть именно коллективные инстинкты, которые присущи всем высшим животным. Но только человечество, благодаря развитому языку и письменности, создало образ (скорее, понятие) Бога, общий для огромных народов.
Не буду детализировать разные аспекты изложенного выше моего понимания происхождения религий, приведу лишь финальные формулировки.
Не Природа создана Богом. Наоборот. Бог есть творение Природы. Бог — творение психологии личности и коллективной психологии человеческого социума, которые стремились и стремятся иметь абсолютного защитника. Поиск и ожидание найти такого защитника заложен во врожденных инстинктах. Величественная фигура Бога, общего для большой популяции, появилась благодаря развитому языку и, главным образом, письменности, которая является достоянием исключительно человечества.
Я старался показать, как призыв к «собственному», но уже абстрагированному спасАтелю в затруднительных (безнадежных) обстоятельствах, стал общим для большой популяции призывом к Величественному Богу всего сообщества, к СпасИтелю. «Спасти» — это может быть и ситуативной помощью. Надежда на Спасение есть надежда не только на такую помощь, но и на Его благосклонность пожизненную, и после смерти тоже. Вера есть социальный инстинкт ожидания Абсолютного Спасителя. Именно Спасителя, а не Творца (который предопределяет только качество жизни при жизни), именно Спасителя, который обещает не только спасение при жизни, но и рай после смерти. Таково происхождение религий. На мой взгляд, разумеется. Вот что писал Монтень: «В делах веры слабость нашего разума больше нам помогает, чем его сила, и наша слепота ценнее нашей прозорливости». Я согласен с Монтенем. Но давайте прозреем!
Вернуться к оглавлению книги.